В дипломатии нет мелочей. При общении политиков имеет значение, кто инициировал телефонные переговоры, очередность предложенной для рукопожатия кисти, численность делегации и статус ее участников.
Даже элементы одежды призваны продемонстрировать отношение стороны к обсуждаемым вопросам и оппонентам в целом. По этой причине СМИ детально освещают незначительные на первый взгляд обстоятельства дипломатических контактов, особенно, если в них задействованы первые лица государств и лично президент России В. В. Путин.
Дьявол кроется в деталях
Со времен Римской Империи политический этикет предписывает следовать принципам уважения и сдержанности. Практика жива до сих пор, но последнее столетие неискренность власть имущих стала очевидна большинству населения мира. В начале XX американский журналист Флетчер Нибел назвал дипломатию искусством поглаживать пса, пока на него одевают ошейник.
Вот почему В. В. Путин обращается к зарубежным коллегам исключительно «друзья», «партнеры», но при этом активно использует приемы невербального давления, опробованные великими историческими деятелями России.
Ярчайший пример — появление руководителя СССР Иосифа Сталина на Потсдамской конференции в июле 1945 года. Тогда на встречу глав крупнейших держав антигитлеровской коалиции советский Генералиссимус прибыл на особом бронированном поезде. Состав включал 11 вагонов. Численность вооруженного конвоя превысила 900 человек.
Вдоль железнодорожной колеи от Москвы и Потсдама выстроили 19 тыс. солдат. Бронепоезд всячески привлекал внимание. Для его свободного продвижения скорректировали графики паровозов на пути в 1923 км. При этом глава СССР задержался, заставив участников конференции ждать несколько часов.
«Опоздание было психологическим трюком Сталина для демонстрации своей власти», — цитирует агентство dpa немецкого историографа Манфреда Гёртемакера.
Начальство не опаздывает, а задерживается
Политические аналитики уверены: заставить оппонента ждать — значит, доказать ему свое превосходство. Путин умело использует этот прием в своих дипломатических играх. Наиболее знаковые «опоздания» российского главы:
- 4 часа, 15 минут. Именно на столько задержался В. В. Путин на встречу с канцлером ФРГ Ангелой Меркель 17 октября 2014 года. Результат — совместное заявление о намерении развивать магистральный газопровод «Северный поток — 2» с целью увеличения объема поставок углеводородов в Германию.
- 3 часа, 04 минуты. Пришлось ждать Путина премьеру Украины Юлии Тимошенко в 2009 году. По итогам встречи стороны подписали крайне выгодный для Газпрома и кабальный для восточного соседа РФ договор.
- 3 часа. В 2016 году беседа Путина с премьером Японии Синдзо Абе началась на 180 минут позже намеченного времени. Страна восходящего солнца претендует на Курилы, но так и не добилась подвижек в решении территориального вопроса.
- 1 час, 10 минут. В 2018 году Путин задержался на переговоры с президентом США Трампом, на которых заявил о приверженности планам продолжать строительство газопроводов в Европе.
- 1 час, 7 минут. Столько составило время ожидания Папы Римского Франциска аудиенции с президентом РФ 4 июля 2015 года. Понтифик попросил поддержать христиан на Ближнем Востоке.
Среднее время опоздания президента России В. В. Путина составляет 2 часа. Секретариат главы РФ всегда ссылается на внешние обстоятельства и приносит сдержанные извинения, но политическим экспертам ясно — это всего лишь дипломатический этикет.
На самом деле Путин не завуалированно демонстрирует «партнерам» свое пренебрежение и чувство собственного превосходства. Что ж, как глава ядерной сверхдержавы, занимающей 1/6 суши Земли, он имеет на это полное право.