Музей, который предполагаемые шедевры из собственных фондов выставляет в качестве подделок, – такое случается нечасто. Потому что для этого нужно мужество. Кёльнский музей Людвига принял вызов.
Речь идет о коллекции русского авангарда, которая является одним из трёх основных направлений деятельности музея. Два других – Поп-Арт и Пикассо. Они отражают предпочтения шоколадного фабриканта Петера Людвига (1925-1996) и его супруги Ирэн Людвиг (1927-2010), которые дали имя всемирно известному музею, расположенному рядом с Кёльнским собором. Коллекция насчитывает около 600 произведений русского авангарда 1905-1930 годов, в том числе 100 живописных произведений.
На сегодняшний день музей исследовал 49 из них. Результаты были представлены на пресс-конференции в пятницу: 22 работы признаны неаутентичными, 27, по мнению музея, являются оригиналами.
Сейчас с такими результатами музей довольно агрессивно выходит на публику: с этой субботы по 3 января 2021 года будет работать выставка «Русский авангард в музее Людвига – оригинал и подделка».
Выставка вызвала нервозность еще до своего открытия. Галерея Гмуржинска из Цюриха, специализирующаяся на русском искусстве, у которой Петер Людвиг однажды купил около 400 из всех своих коллекционных 600 авангардных произведений, захотела заранее ознакомиться с результатами исследований и поэтому обратилась в суд. Но иск был отклонен Высшим административным судом Мюнстера.
Музей в некоторых случаях смог получить для экспозиции подлинники – оригинальные образцы поддельных работ. Если подлинник и подделка расположены рядом, даже дилетант подчас замечает разницу в их цветовых гаммах.