Швеция – страна развитой демократии, где мнение народа – закон для власти. В 1955 году там был проведен референдум о переходе с левостороннего движения на правостороннее, как ездила уже вся Европа. Однако шведы остались верными традициям – 83% с них проголосовали за сохранение езды по левой стороне.

Но, уникальный случай, – правительство ослушалось своего народа и все же ввело правостороннее движение на дорогах. Готовились хоть долго, а сделали все за одну ночь. Вот как это было.

Почему в мире ездят по-разному

В разных странах до сих пор ездят всяк по своему, в одних – по правой стороне, в других – по левой. Хотя правых явно больше.

Историки говорят, что в Европе движение по дорогах изначально было левосторонним, еще с времен Римской империи. Воинам-всадникам безопаснее двигаться было по левой стороне дороги, когда правая ударная вооруженная рука была наготове к неожиданностям со стороны встречного путника. Но лихие времена меняются, и беспечней стало разминаться левыми сторонами, когда щит в левой руке демонстрирует миролюбие и готовность к защите, а не нападению.

Есть и другие теории разности движений, зато история с оружием и щитом самая красивая.

Зачем шведы меняли порядок движения

Швеция дольше всех в Европе оставалось с левосторонним движением. Однако увеличение количества автомобилей и интенсивности транспортных потоков, открытые границы ребром поставили вопрос о необходимости перехода на правую полосу. И это был вопрос безопасности.

Въезжая в другие страны, шведские автомобилисты не всегда успевали приноровиться к смене дорожных направлений и ставали авторами многих аварий. Были участки, где граница вообще не обозначалась, и водители не перестраивались до первого лобового столкновения, если не успевали увернуться.

Занятно что в Швеции почти все авто были для правосторонней езды, где руль и место водителя расположены слева, со стороны встречного транспорта. В левосторонних дорожных условиях такие авто были небезопасны при обгонах, поскольку водителю приходилось выезжать на встречную для оценки ситуации. Неудобно было выполнять и встречные разъезды.

Точку в такой чехарде поставил Совет Европы, приняв решение о создании единой системы автодвижения в Европе.

Как у шведов получилось

Вопрос смены полос движений со временем созрел и в массах. Шведский парламент в 1963 году провозгласил 4-летний срок для подготовки к реформе. И установил дату – все должно быть готово к 3 сентября 1967 года.

Менялись знаки, разметки, места установок светофоров, остановок общественного транспорта, заездов и выездов и т.д. и т.п. У всех автобусов вырезались дополнительные двери справа для погрузки-выгрузки пассажиров.

Но самое хлопотное и важное было – подготовить людей к зеркальной смене движения на дорогах. На работу с массами было заточены школы, радио, телевидение, газеты и журналы.

В час «икс», в ночь на 3 сентября 1967 года автодвижение в Швеции остановилось. По всей стране приводилась в действие новая дорожная инфраструктура, – разметки, знаки, светофоры… Рабочих рук не хватало, задействовали армию.

Шведы успели. В пять утра движение в стране началось по европейским стандартам. И что интересно, – аварийность в первые месяцы сильно упала, тяжелых ДТП почти не было, водители вовсю старались ездить аккуратно.

Потом конечно статистика пришла в свою обычную норму. Но это было потом.

Кстати, уникальный пример дисциплинированности и собранности шведов был повторен лишь однажды – в 1968 году подобную операцию провела Исландия.

С тех пор вся Европа ездит правильно – по правой полосе.

- Реклама -

Правило, которое парализовало движение в Швеции