В поисках новых форм торгового обслуживания в условиях дефицита приходится прибегать к продаже товаров повышенного спроса непосредственно на предприятиях и в организациях.
Универмаг «Москва» в 1989 г. обслуживал Октябрьский и Гагаринский районы. С рядом предприятий заключены договоры о содружестве, предусматривающие организацию для них выездной торговли в обмен на оказываемые магазину ремонтно-строительные и другие услуги. Объем продаж на выездной торговле составил 15% годового товарооборота.

Хотя выездная торговля и одобряется определенной частью населения (естественно, той, на которую она распространяется), эта практика оборачивается большими потерями для обслуживаемых предприятий, поскольку она проводится в рабочее время. Нормальный трудовой ритм нарушается, предприятие или организацию начинает лихорадить.

Любая покупка требует времени: на выбор, на примерку, на оплату, а в неприспособленных условиях — даже большего, чем обычно. Часто возникает ажиотажный спрос, люди покупают ненужные вещи, потом начинаются обмен и перепродажа.

Для магазина выездная торговля тоже связана с рядом неудобств. Во-первых, это дополнительные затраты времени на подсортировку, упаковку, погрузку и выгрузку, выкладку товаров; работа в неприспособленных помещениях. Кроме того, не всегда удается полностью реализовать вывезенные товары. Например, за период с апреля по сентябрь 1989 г. универмагом «Москва» было выделено товаров для выездной торговли на сумму 5895,2 тыс. руб., а продано — на 5105,7 тыс. руб.

В течение этих же шести месяцев 16 организаций отказались от проведения у них торговли.

Для магазинов более удобной является торговля по так называемым «приглашениям» (она применяется обычно в специализированных магазинах), а, по сути, по талонам на строго определенный вид товара. В такой практике, пожалуй, наиболее откровенно проявляется экономическая и социальная сущность получающих ныне распространение форм доведения товаров до потребителя.

Это уже не торговля, поскольку отсутствует возможность свободного потребительского выбора, а разновидность закрытого распределения с ограниченным кругом допущенных и ограниченным ассортиментом.

- Реклама -

Выездная торговля связана с неудобствами