Всё это обошлось в миллионы, в BER нет ничего дешёвого. Любой, кто прибывает в новый аэропорт столицы, катит за собой чемодан по юрскому мрамору, которому 20 миллионов лет. Монеты со всего мира вмонтированы в благородный пол. 5000 монет имитируют звёздное небо — «процент для искусства». Аэропорт Берлин-Бранденбург (BER) — сокровищница? Или всё-таки могила для миллиардов евро? 

Как бы то ни было, строительство обошлось дорого: третий по величине аэропорт Германии обошёлся в шесть миллиардов евро, в три раза больше, чем ожидалось. Сможет ли он когда-нибудь окупить такие расходы, предстоит скоро выяснить. BER действительно открывается — если не случится непредвиденное — как часто говорят в Шёнефельде. 

Энгельберт Лютке Дальдруп определил дату. «Мы открываемся 31 октября», — говорит начальник аэропорта, делает небольшую паузу, улыбается и добавляет: «2020 года». После девяти лет задержки и шести отменённых дат, седьмая действительно может стать часом славы. 

Но никто больше не хочет говорить о славе. «Мы просто откроемся», — говорит Лютке Дальдруп, без вечеринки. Потому что строительная драма на окраине немецкой столицы превратила страну в посмешище. «Нам, немецким инженерам, было стыдно». 

Теперь это должно уйти в прошлое. 31 октября около 14 часов два самолёта — Lufthansa и Easyjet — приземлятся в Шёнефельде.  Пассажиры этих самолётов будут первыми, кто пройдёт через ворота в новый терминал, обозревая коридоры, обитые панелями орехового дерева.

Lufthansa: dpa Foto: Boris Roessler/dpa

За ними – бетон, на котором строители нацарапали довольно пренебрежительные замечания. А через потолочные решетки можно будет увидеть следы многолетнего возведения новостройки — в сплетении проводов над ней. Кабель отличного от чёрного цвета поступил после 2012 года.

Тысячи метров были протянуты вновь, чтобы заставить работать противопожарную защиту, «Monster» — самый большой из множества дефектов. Несущие за всё это политическую ответственность в эйфории нахалтурили в BER: без генподрядчика, с гигантской перепланировкой, со слишком сжатыми сроками, с вышвыриванием генпроектировщиков после сорванного открытия в 2012 году.

Затем годы интриг, петушиных боев и причитаний. С контрактами, которые позволяли строительным компаниям зарабатывать деньги не за счёт прогресса, а за счет задержек. Годы были потрачены впустую, признал Михаэль Мюллер, правящий бургомистр Берлина. Германия только пожимала плечами по поводу слишком коротких эскалаторов, неправильно посаженных деревьев, необнаруживаемых помещений и освещения, которое нельзя было выключить.

«Это была скрупулёзная и очень кропотливая работа», — говорит Лютке Дальдруп. Три года назад инженер-градостроитель из канцелярии сената Берлина занял пост главы аэропорта, и начал с того, что отложил открытие еще на два года.

Управляющий наряду со строительством также привёл в порядок акты и прочую документацию, получил соответствующие удостоверения, а также обеспечил получение особых разрешений для творческих строительных решений. В отличие от своих предшественников, таких как грубый менеджер Хартмут Медорн, он не настраивал политиков против компании, строящей аэропорт, а держал их на расстоянии.

Теперь случай уменьшил действие последнего фактора риска: числа пассажиров. Из-за коронавируса теперь летает очень мало людей, для авиации это сильнейший кризис после войны. Тот, кто полагает, что банкротство наиболее крупного клиента Air Berlin разрушило деловую основу аэропорта, ничего не знает о коронавирусе.

Операторы считают, что зимой возможна, самое большее, четверть от обычного числа пассажиров. В прошлом году в старых берлинских аэропортах Тегель и Шёнефельд ещё был зафиксирован рекорд — более чем 36 млн. пассажиров. Через четыре или пять лет их число снова может быть таким же высоким, надеются ответственные лица в Берлине. Дополнительный терминал, построенный в срочном порядке, хотя и уже готов, но будет введён в эксплуатацию только в следующем году.

Тогда аэропорт наконец-то должен начать зарабатывать деньги, чтобы выплачивать полученные кредиты. Эта дата также постоянно откладывается, как и дальнейшее расширение BER. Пока будут задействованы дальнейшие денежные поступления от владельцев аэропорта — Берлина, Бранденбурга и Федерального правительства.

Частных инвесторов пока привлекать не планируется. Федеральный министр финансов Олаф Шольц заявил в Бундестаге, что этот сценарий возможен только в самом худшем случае — в проект вложено уже как минимум 2,7 млрд. евро, полученных от налогоплательщиков. «Реалистически мы ограничиваемся в своих предположениях сферой вероятного», — сказал Шольц. «А именно, что аэропорт сейчас заработает, что он будет приносить доход и что всё закончится хорошо, несмотря на напряжённую ситуацию».

Переходы с колоннами, императорские липы, навес, выступающий над большим стеклянным фасадом — архитектонически терминал цитирует достопримечательности Берлина, от Музейного острова до Новой национальной галереи. Пассажиры заметят, что строительно BER начиналось в другую эпоху: стойки для самостоятельной регистрации были установлены дополнительно, USB-точки для зарядки мобильных телефонов размещены возле гейтов — поскольку имеется мало розеток.

Энгельберт Лютке Дальдруп утверждает: «BER — это современный аэропорт, технически на самом современном уровне». Правдой является также и то, что пассажиры будут проходить регистрацию не только в новом шикарном здании. Клиенты авиакомпании Ryanair вынуждены будут удовлетвориться терминалом старого центрального аэропорта ГДР на другой стороне взлётно-посадочной полосы. В случае необходимости сделать пересадку в Шёнефельде им нужно будет ехать к новому зданию на городской электричке.

Поезда движутся прямо под терминалом, что сокращает путь. Расстояние до самолётов, однако, длиннее, чем в старом аэропорту Тегель, который имеет в Берлине всё ещё много поклонников. 8 ноября этот аэропорт должен быть выведен из эксплуатации, своё место в здании займут исследовательские и ремесленные учреждения.

В полутени под одним из эскалаторов в терминале BER красуется высказывание Вилли Брандта. Аэропорт назван в честь бывшего, ныне покойного, канцлера и бургомистра. Федеральные земли Берлин и Бранденбург, где правит Социал-демократическая партия, стремились увековечить память Брандта.

Вместо этого аэропорт стал символом политических мечтаний и наивности, неспособности к планированию и расточительства. По-крайней мере, пока. Берлин с надеждой смотрит на Гамбург. Новый концертный зал ганзейского города может сравниться с BER по продолжительности строительных работ, а также тем, что его стоимость возросла в процессе строительства в десять раз.

«Ситуация будет развиваться также, как и с Филармонией на Эльбе», — сказал Мюллер немецкому информационному агентству dpa. «Когда люди познакомятся с работой аэропорта, то полная перипетий история его строительства будет забыта».

Правительственный терминал в новом столичном аэропорту в действии

Foto: Patrick Pleul/dpa-Zentralbild/dpa

Берлин/Шёнефельд (dpa) — С прибытием министра сельского хозяйства Юлии Клёкнер из Люксембурга в прошлую среду (21 октября) в новом столичном аэропорту Берлин-Бранденбург (BER) в эксплуатацию был сдан правительственный терминал. Отныне все рейсы федерального президента, канцлера и министров будут выполняться там воздушным транспортом Бундесвера и, кроме того, туда будут прибывать гости правительства из-за рубежа. 

Клёкнер вернулась со встречи министров сельского хозяйства ЕС в Люксембурге, по словам пресс-секретаря, она прибыла в новый столичный аэропорт около 9 часов утра. Пока не ясно, кто станет первым правительственным гостем, который там будет принят. В связи с пандемией коронавируса высокопоставленные политики сильно ограничили свои поездки. 

В течение 26 лет белые VIP-самолеты Люфтваффе с чёрно-красно-золотыми полосами приземлялись в Тегеле, чтобы забрать членов правительства и их делегации или привезти их обратно в Берлин. Отныне оттуда будут летать только вертолеты лётной службы Бундесвера.  

Домашним аэропортом самолётов пока останется Кёльн/Бонн. Переезд в Берлин, вероятно, произойдет не ранее конца 2020-х годов. Лётная служба располагает 19 самолётами различных типов и тремя вертолетами для перевозки пассажиров. 

Директор BER ожидает в день открытия около 5000 пассажиров 

Soeren Stache/dpa-Zentralbild/dpa

Берлин/Шёнефельд (dpa) — Директор нового столичного аэропорта BER Энгельберт Лютке Дальдруп ожидает в первый полный рабочий день 1 ноября около 5000 пассажиров в главном терминале T1. Позже, через неделю после закрытия аэропорта Тегель, в Т1 будет обслужено около 16 000 пассажиров, сообщил Лютке Дальдруп. Ещё 8000 пассажиров будут путешествовать через аэропорт Шёнефельд, который станет терминалом 5 нового аэропорта BER. 

Таким образом, в целом коэффициент загрузки в начале работы в BER составит лишь около 20 процентов от уровня, обычного для октября и ноября, и несколько выше в выходные дни — примерно треть обычной загрузки. «Это означает, что у нас достаточно потенциала, чтобы реагировать на все сбои. Мы также интенсивно готовились к этому и в рамках спецподготовки». 

Недавно завершилась пробная эксплуатация в аэропорту: с апреля были протестированы и проверены все процедуры на территории нового объекта. Около 10 000 волонтёров приняли участие в пробной эксплуатации. Они репетировали сдачу багажа, прохождение контроля безопасности и посадку в самолёт. «Мы выполнили 54 000 операций по бронированию», — отметил Лютке Дальдруп. Также были протестированы процессы на ж/д станции, расположенной непосредственно под главным терминалом. 

По результатам пробной эксплуатации указательные знаки были доработаны или заменены для обеспечения лучшей ориентации. Также в аэропорту были установлены дополнительные мусорные контейнеры, потому что их оказалось недостаточно. 

Тем временем отраслевое объединение Шёнефельда отменило запланированный торжественный приём по случаю открытия BER. «С такими растущими цифрами у нас нет выбора», — ответил на запрос заместитель председателя ассоциации Михаэль Вушер, имяя ввиду рост новых случаев заражений коронавирусной инфекцией. «Мы должны отдавать приоритет здоровью». Берлинская газета «Berliner Zeitung» сообщала онлайн о том, что объединение планировало организовать праздничный вечер с 750 гостями 30 октября в выставочном холле аэропорта. В районе Даме-Шпреевальд число новых случаев коронавирусной инфекции на 100 000 жителей в течение семи дней в настоящее время находится в критическом диапазоне. 

Добавь в Яндекс.Новости Читай в Google новостях