Исторические события оказывают значительное влияние на повседневную жизнь потомков, что привлекает внимание психологов и психотерапевтов. Психолог Ольга Кудрявец раскрывает в статье как эмоциональные кризисы предков могут оставлять невидимые следы, способные повлиять на формирование сценариев поведения у потомков.
Происхождение термина «трансгенерационный страх»
История обогащает наше понимание морального наследия через изучение влияния трансгенерационной травмы на личность и её отношения с семьей и обществом.
Анн Анселин Шутценбергер, одна из основателей психогенеалогии, ввела термин «трансгенерационный страх» в 80х годах прошлого века. Она описывала его как травму, связанную с «шумом пушечных ядер», который слышали солдаты при отступлении из России с войсками Наполеона. Эти переживания вызывали шок и различные реакции: одни теряли память, другие испытывали страх и внутренний холод.
Процесс передачи трансгенерационной травмы включает несколько составляющих:
– Трансгенерационная передача — повторяемость событий;
– Механизм трансгенерационного травматического пространства — передача травмы через семейные и культурные нормы;
– Идентификация — потомки воспринимают опыт прошлых поколений как свой собственный.
Примеры передачи трансгенерационной травмы
Описать такую травму однозначно затруднительно, ведь она охватывает и смертельный страх, и утрату близких, и неизъяснимую боль. Психологическое влияние событий Холокоста ощущали на себе не только пережившие трагедию, но и их потомки.
Эти переживания стали частью их идентичности, оставив глубокий след на психическом здоровье.
Выжившие проявляли нестандартный подход в воспитании детей — чрезмерная забота, стремление защищать еврейскую идентичность и беспокойство о будущем потомков. Уже во взрослом возрасте дети были вынуждены балансировать между своей культурной идентичностью и попытками избежать чувства страха и вины, их преследовавшего.
Примером наследственной травмы Вьетнамской войны может служить ветеран, который, по возвращению домой, отгородился от мира и перестал показывать эмоции. Его дети, чувствуя себя «лишними», не могли понять причины таких перемен. В дальнейшем это отразилось на их способности устанавливать эмоциональные связи.
Люди, ставшие свидетелями апартеида в Южной Африке (1948-1994), испытывали вину, стыд и травму от участия в жестоком режиме.
Как проявляется трансгенерационная травма?
Тишина (замалчивание)
Наиболее распространенный способ поддержания стабильности — замалчивание происходящего. Это является одной из классических форм передачи травматического опыта в семьях, переживших войну. Те, кто выжил, часто не могли объяснить, что с ними случилось. Они чувствовали вину за то, через что переживают близкие и поэтому эмоционально отстранялись. Дети, в свою очередь, испытывали стыд, не понимая родителей.
Излишняя открытость
Чтобы облегчить свое состояние, жертва событий могла быть чрезмерно откровенной в рассказах о случившемся. Родственники или другие люди не были готовы к подобной откровенности. Даже терапевт или врач могли получить травму в таких ситуациях.
Идентификация
Стремясь преодолеть чувство собственной неполноценности, дети сознательно или подсознательно примеряли на себя опыт родителей. Желание облегчить бремя старших, приводило потомков жертв Холокоста к психическим расстройствам и ночным кошмарам о жизни в концлагерях, где они никогда не бывали.
-Повторение
Люди, тесно связанные с травмой, могут начинать воспринимать, чувствовать и действовать так, как будто сами становились участниками ужасных событий, принимая на себя роль жертвы или становясь агрессором.
Понимание влияния исторических травм на последующие поколения является ключевым аспектом для формирования более здорового и устойчивого общества. Признание и осознание этих эмоциональных повреждений помогает не только в терапии отдельных людей, но и общности людей.
Важно уделять внимание этим вопросам, чтобы не только учиться на уроках прошлого, но и активно работать над исцелением настоящего.