Десятки женщин и мужчин спешат по улице к площади позади Национального собрания Франции в Париже. Они размахивают красно-сине-оранжевым флагом Армении или накинули его на свои тела. Некоторые держат таблички с надписью “Признаем Карабах”, в то время как многие скандируют “Айастан” или “Армения”.
Протестующие собираются во вторник днем, чтобы потребовать от Франции поддержки Армении в конфликте с Азербайджаном из-за Нагорно-Карабахского региона. В конце концов, Франция укрывает самую большую в Западной Европе армянскую диаспору, насчитывающую до 600 000 членов.
Но пока Париж проявляет сдержанность в своей поддержке армянской стороны — по крайней мере, когда речь заходит о действиях.
“Это крик из глубины нашего сердца”, – кричит Франк Папазян в микрофон, обращаясь к толпе, которая с тех пор разрослась на несколько сотен человек. Он является сопредседателем Координационного комитета армянских организаций во Франции (CCAF), который организовал демонстрацию в Париже и дюжину других по всей стране в последние недели.
Турция “перешла красную черту”
Десятилетний конфликт вокруг этого региона вспыхнул вновь в конце сентября. Этнически армянский регион принадлежит Азербайджану, но с 1990-х годов контролируется армянами. по данным местных властей, в недавних боях погибло несколько сотен человек, а десятки тысяч были перемещены.
Президент Франции Эммануэль Макрон в начале октября обвинил Турцию в посылке сотен наемников и джихадистов на помощь Азербайджану. “[Турция] перешла красную черту — это неприемлемо”, – сказал он.
Он добавил, что, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, он призвал к немедленному прекращению огня в регионе. Эта организация была создана в 1992 году для посредничества в Нагорно-Карабахском конфликте и также является сопредседателем США и России.
Но два режима прекращения огня, недавно согласованные Россией и Минской группой ОБСЕ, были почти сразу же нарушены, причем обе стороны обвинили друг друга в их нарушении первыми.
Посреднические усилия Минской группы ОБСЕ, тем не менее, пока остаются единственным планом Франции. На вопрос DW, есть ли другие меры, включая санкции против Турции, источник из Елисейского дворца сослался на Минскую Группу ОБСЕ, заявив, что страна надеется на установление режима прекращения огня.
Это явно не соответствовало ожиданиям Талина Мунгана, который вместе с группой из 20 других французских армян приехал из Южного Марселя, чтобы присоединиться к протесту в Париже. “Франция должна немедленно разорвать политические и экономические связи с Турцией”,-говорит 33-летний журналист, завернувшись в армянские флаги.
Мунган имеет в виду, когда, начиная с 1915 года, до 1,5 миллиона армян были убиты турками-османами. Многие ученые и страны, включая германский парламент, признали эти массовые убийства геноцидом. Турция неоднократно отвергала этот термин.
В то время бабушка и дедушка Мунган были вынуждены бежать в горы Турции. Там прятались курды, приходилось менять имена и выдавать себя за мусульман. “Мы не можем стоять в стороне, пока они убивают наших братьев и сестер в Нагорном Карабахе”,- говорит она.
В нескольких метрах слева от нее 40-летний Само, не желающий раскрывать свою фамилию, молча наблюдает за выступлениями протестующих. Родом из западноармянского района Арарат, он приехал жить во Францию со своими тремя детьми 10 лет назад.
“Два десятка моих друзей и родственников в Армении отправились в Нагорный Карабах воевать с нашими соотечественниками”, – говорит он. -Конечно, я боюсь за них, но я бы сделал то же самое, если бы был там прямо сейчас. У нас нет выбора. Мы должны защищать нашу страну – если это необходимо, ценой собственной жизни.”
“Ведь если Азербайджан победит в этом конфликте, то они, конечно, не остановятся на достигнутом и попытаются завоевать и остальную Армению”, – добавляет он.
Армяне рассматриваются как “заклятые враги”
Но оправданы ли такие опасения и сравнения с массовыми убийствами армян?
Микаэль Ничанян, французский армянский историк и куратор Национальной библиотеки Франции, говорит, что это так. “Такая связь могла бы быть установлена даже без нынешнего турецкого участия”, – говорит он.
“В конце концов, некоторые азербайджанские политики участвовали в геноциде армян и были частью Комитета Союза и прогресса, турецкой политической организации, которая задумала геноцид армян.”
Ничанян добавил, что в сентябре 1918 года азербайджанцы убили в Баку более 20 000 армян — под наблюдением турецкой армии. “И азербайджанская, и турецкая идентичности основаны на ненависти к армянам, которые уже более века являются их козлами отпущения и которых они считают своими заклятыми врагами.”
“Именно так эти страны объединяют своих граждан, чтобы сохранить свои авторитарные режимы”, – добавляет он.
Французские законодатели призывают к большей поддержке
На этом фоне даже законодатели собственной партии президента Макрона “Республика на марше” (LREM) призывают к более активной поддержке армян. Некоторые из них подписали резолюцию, призывающую правительство признать независимость Нагорного Карабаха.
Это касается и Анны-Лоуренс петель, члена парламента от ЛРЕМ. “Речь идет не только о Кавказе”, – говорит она. “Мы должны поставить на его место президента Турции Реджепа Эрдогана. Он ведет экспансионистскую политику, в том числе в Средиземном море, где он борется с Грецией и Кипром за запасы газа и морские права.”
По ее словам, Эрдоган может в один прекрасный день вторгнуться на Кипр и в Грецию. “Мы должны показать ему, что ЕС не будет иметь этого, установив границы сейчас.”
Гийом Касбариан, еще один законодатель LREM, также хочет больше действий. “Бывший президент Франции Жак Ширак решительно выступал за несколько авиаударов НАТО в Югославской войне в 1999 году, которые в конечном итоге вынудили югославского президента Слободана Милошевича отступить и предотвратили эскалацию”, – говорит он DW.
“Нам нужно сейчас обнажить зубы, послать миротворцев и ввести санкции — быть частью Минской группы ОБСЕ просто недостаточно”, – добавляет он.
Протестующие на площади за парламентом по-прежнему полны решимости внести свой вклад в то, чтобы заставить Францию вмешаться. -Мы не будем стоять в стороне, пока идет бойня, – кричит Папазян в микрофон. Затем он объявляет о следующей встрече через несколько дней.
“Каждый из вас должен привести с собой еще 10 человек, чтобы наш протест становился все больше и больше”, – кричит он.
– Да!- толпа ликует в ответ.
“Время имеет решающее значение-завтра может быть слишком поздно”, – говорит Папазян.