Гамбург (dpa) – Несмотря на коронавирус, взрослые немцы с уверенностью смотрят в 2021 год, согласно опросу, проведённому фондом по вопросам будущего британско-американской табачной компании BAT. Согласно опросу, 51 процент граждан Германии смотрит позитивно в будущий год (в 2015 году этот показатель составил 44 процента).
Более всего полны надежд немцы старше 65 лет (59 процентов), в то время как большинство представителей группы среднего возраста (36 процентов) высказывают опасения по поводу развития событий в ближайшие двенадцать месяцев. Почти каждый четвёртый немец (23 процента) считает, что экономическое положение Германии к концу 2021 года станет лучше, чем сегодня (2015 год: 20 процентов).
В числе самых больших тревог немцев остаются разделение общества и изменение климата. Если в 2007 году лишь 47 процентов немцев были обеспокоены состоянием окружающей среды, то к 2020 году их стало уже половина (51 процент). Проблема окружающей среды вызывает у пожилых немцев особую озабоченность (60 лет и старше: 60 процентов).
Среднее поколение менее критично в этом вопросе (30-50 лет: 44 процента). Страх перед расколотым на два класса обществом выразили 44 процента (2007: 42 процента), а каждый третий немец (37 процентов) опасается, что будет расти эгоизм (2007: 32 процента).
Наибольший рост беспокойства вызывают разочарование в политике (33 процента), влияние СМИ (21 процент) и распространение эпидемий и пандемий (37 процентов).
«То, что страх перед инфекциями значительно возрастает во время мировой эпидемии, предсказуемо», – сказал глава фонда профессор Ульрих Райнхардт. Значительно сильнее тревожит растущий скептицизм по отношению к политике и к средствам массовой информации.
Вывод исследования состоит в том, что часто упоминаемый «немецкий страх» и «типичный немецкий пессимизм» продолжают жить. «И это несмотря на то, что Германия объективно находится в лучшей ситуации, по крайней мере, с экономической точки зрения, чем практически любая другая страна», – сказал Райнхардт. Безусловно, одним из факторов влияния были негативные сообщения в СМИ, из сфер политики и бизнеса, которые предсказывали сокращения и ценовое давление, увеличение личной ответственность и серьёзные изменения. Но были и положительные сдвиги: молодое поколение, например, явно более уверено в завтрашнем дне. И оно не собирается сдаваться, а хочет играть более активную роль в формировании своего будущего, чем остальные.