Домой Любовь Моногамия: классический вариант пожизненного супружества

Моногамия: классический вариант пожизненного супружества

0
Моногамия: классический вариант пожизненного супружества

Моногамия – это один из видов брачных союзов, а человечество за свою историю существования породило не один вид брачных союзов. Есть четыре типа семейных отношений:

– групповой брак;

– многомужество или полиандрия;

– многоженство или полигиния;

– моногамия.

Первые два варианта сохранились в наше время только у некоторых примитивных племен. Многоженство принято у правоверных мусульман и является традиционным укладом семейной жизни. Мы полагаем нормой моногамию у людей, принятую в нашем обществе, и то не ее классический вариант пожизненного супружества, а более либеральный, допускающий развод.

Все эти четыре варианта можно наблюдать в жизни, это не книжный вымысел. Таким образом, в их реальности сомневаться не приходится.

Однако в научных книгах описывается еще один вариант брачных отношений, пятый. Его никому нигде и никогда не удалось пронаблюдать. Это промискуитет – беспорядочные сексуальные связи между всеми членами общества.

Сегодня обоснованно утверждают, что как форма брака промискуитет никогда не был реализован человеческим обществом. Отметим три основных противоречия. Во-первых, любому человеку, начиная с грудного возраста, врожденный инстинкт диктует иметь отца и мать. Во-вторых, чувство ревности заложено подсознательно, следовательно, это древнее чувство, которое несовместимо с промискуитетом. В-третьих, такой формы отношений не наблюдается ни у одного вида животных. Дикий мир, подчиняющийся только законам природы, не оставляет промискуитету места. Это противоестественно!

Природе свойственна известная жестокость. Она не щадит никого и ничего и хладнокровно карает тех, кто осмелится преступить ее законы, особенно закон естественного отбора. Любая стая или племя, начавшие практиковать беспорядочное спаривание без разбора, были в скором времени обречены на вымирание.

Промискуитет наблюдается только у одного вида существ на нашей планете. Нетрудно догадаться, у какого именно.

Почему же именно люди удостоились столь странной почести? Конечно, это может показаться смешным, но вся суть в том, люди – как бы это сказать помягче? – несколько несовершенны. Возможно, созидающие силы, будь то Господь единый, языческие Боги или мать природа, поторопились наделить свое творение разумом.

К примеру, разумом и сердцем вы полагаете материнство священным даром, однако не задумываетесь, каких усилий это стоит женщине. Пропорции плода несоразмерны родовым путям, и голова младенца с трудом проходит между тазовыми костями роженицы. Роды весьма болезненны и травматичны как для матери, так и для новорожденного. В природе ни у кого нет подобного несоответствия. А можно ли считать благоразумием высших сил наши ежегодные простуды, чиханье, кашель и прочие «изысканные» болячки? С такой завидной регулярностью не болеет ни одно другое существо в природе. Другими словами, процесс творения не завершен, и мы нуждаемся в существенных доработках. Но несмотря на это, мы отправлены в свободное плавание решением анонимного папы Карло: «Подумаешь, не доделал немного, это мелочи, зато вот вам разум — живите, как придумаете.» Так и живем не ведая, что творим.

Тем не менее мозг наш – орган вполне совершенный. Стоит начать им пользоваться, и все тайное станет явным. Найдется ответ на вопрос, отчего же героям восьмой новеллы «Декамерона» удалось обрести счастье в групповом браке, а герои голливудской истории оказались в центре трагических событий.

Дело в том, что в этих случаях имели место принципиально разные типы отношений – групповой брак и промискуитет, что совершенно не одно и то же! В фильме муж подталкивает героиню к промискуитету, который по сути не является нормальным вариантом брачных отношений. Это рафинированное сексуальное действо. Групповой же брак, описанный в «Декамероне», – всего лишь возврат к иному виду брачного союза, так или иначе принятому в человеческом обществе, и потому, участвовавшие в нем супружеские пары достигли успеха в своем начинании. Пусть групповой брак и распространен у диких племен, в нем все равно есть то, что является главным в любом браке (полигамном или моногамном не важно). Это любовь. А этологи (специалисты, исследующие поведенческие особенности живых существ) назвали ее доминантой субъективного восприятия. Как справедливо утверждает народное поверье: любовь слепа. Влюбленным кажется, что они нашли идеальный вариант для брака на всю жизнь. Это правильно, иначе мы были бы обречены вечно искать подходящего партнера, но так бы и не сумели сделать выбор, как персонаж из «Женитьбы» Н.В. Гоголя – Агафья Тихоновна.

Хотя когда и кем было решено, что идеальных партнеров должно быть не более одного? А если их больше, к примеру, двое? А если ваши партнеры еще и сами симпатизируют друг другу? Что здесь возмутительного? Не лучше ли избежать сомнений и необходимости скрывать, повернувшись к ситуации лицом и использовав обстоятельства с пользой для себя и других? 

Миллионами мусульман практикуется полигинический брак. Редкие успешные случаи многомужества можно наблюдать в тандемах Брик-Маяковский и Некрасов-Панаевы. Групповой брак, хоть и является самой древней формой брачных отношений, сохранился только на страницах литературных произведений и в сюжетах кинофильмов, реальные примеры группового брака из жизни привести затруднительно.

Хотя таковым можно считать форму устойчивых групповых отношений в одном немногочисленном племени, живущем в джунглях Индокитая, но это скорее исключение, которое является подтверждением из правила. Все-таки цивилизованному человеку не стоит ориентироваться на взгляды дремучих дикарей.

Вероятно, мы хуже дикого лесного народа понимаем отличие промискуитета от настоящего чувства. Возникновение любви здесь менее вероятно, чем в полигамном союзе. В случае многоженства или многомужества объектом любви является только один. В групповом браке потребуется общность чувств четверых людей, равноценное и разнонаправленное, что крайне маловероятно. А если и случится, то быстро пройдет.

Одна надежда – на промискуитет. Было бы желание, за делом не станет. Только не забывайте о последствиях. В случае с мужчинами все достаточно ясно. Мужчины не склонны усложнять. Их сдерживаемая ярость рано или поздно проложит себе дорогу, и в лучшем случае мужчина ограничится словами. Женская позиция по вопросу участия в этом рискованном эксперименте известна только им самим.