Когда Петр отвоевал у шведов Ригу и прибрежье моря, то желая наградить наиболее отличившихся своих генералов Шереметева и Меншикова, пожаловал им земли в завоеванном крае. В числе этих земель Меншикову досталась часть, принадлежавшая одному рижскому гражданину. Этот, не зная за собою никакого преступления решился идти прямо к Государю и объявить ему о своей обиде. Государь, выслушав терпеливо просьбу, сказал просителю:
— Если твоя правда, то ты можешь отнятое у тебя отыскивать судом.
— Но на кого же и где я буду просить? — спросил обиженный.
— Здесь, в здешней ратуше и на Меншпкова. Ежели же дело дойдет и до меня, то и я должен буду отвечать, потому что кто находится здесь, тот должен н действовать по здешним законам.
Проситель был очень удивлен этим ответом и даже, не поверив ему, вторично спросил:
— И так, Государь, вы позволяете мне принести жалобу?
— Никто не может отнять у тебя право защищать себя.
Тогда обиженный написал прошение и доставил его в ратушу. Однако судьи не решаются принять просьбы и объявляют, что земля эта пожалована Меншикову самим Государем, котораго они судить не могут. Проситель однако успел убедить их принять его просьбу, так как сам Государь уже разрешил ему это сделать. Тогда суд собрался и нашел, что у просителя незаконно была отнята принадлежащая ему земля. Вместе с тем один судья отправился к Меншикову, объявил ему, что на него подана просьба, и что он должен прибыть в суд, чтобы выслушать просьбу и приговор суда. Однако Меншиков в суд не пошел. Он объявил, что земли он ни у кого не отнимал, а пожалована ему земля Государем.
Тогда один из членов отправился к Государю и докладывает ответ Меншикова. Государь нашел ответ Меншикова справедливым.
— Так что же прикажете теперь делать? спрашивает судья.
— Делайте то, что велит закон, и если земля действительно принадлежит просителю, то я за это и отвечать должен.
— Но в таком случае, Государь, Ваше Величество сами должны пожаловать в суд для ответа.
— Хорошо, отвечал Петр, назначьте день и час, и я буду.
Тогда судьи вновь разсмотрели дело, приговорили возвратить землю просителю, а Петру послали объявление, чтобы он прибыл в суд.
В назначенный день и час Петр явился в ратушу, у крыльца которой был встречен всеми чинами, вошел вместе с ними в присутствие, сел на особый стул и велел сесть по местам и судьям. Затем ему прочли приговор и спросили: не имеет ли чего прибавить?
— Ничего! отвечал Петр.
Тогда ему прочли закон, который обязывал, чтобы, при заключении дела, в комнате, где происходит суд, не было ни ответчика, ни истца.
Государь вышел в другую комнату. Приговор состоял в том, чтобы отобрать землю у Меншикова и возвратить ее просителю. Тогда пригласили Петра и прочли ему приговор.
Государь, выслушав приговор, благодарил судей за безпристрастие при решении этого дела, поцеловал каждаго судью и сказал: «Когда Государь повинуется закону, то да не дерзает никто противиться ему».